Новости
27.10 2021
Айтрекинг – технология, которая меняет образование
Технология регистрации движений глаз широко используется в различных областях исследований. Она дает не только непрерывную, достоверную, детализированную, но и качественно иную информацию об изучаемых явлениях. Несмотря на то, что особую популярность айтрекеры приобрели в сферах маркетинга и рекламы при изучении дизайна продукта и прогнозировании потребительского поведения, технология айтрекинга применима в образовательной науке и практике.
Айтрекинг, или окулография, – один из наиболее чувствительных индикаторов динамики познавательных процессов, функциональных состояний и форм взаимодействия человека с окружающим миром. Инновационная методика айтрекинга используется для контроля, управления, обучения и оценки. Так, например, китайский профессор Вэй Сяоюн (Wei Xiaoyong) разработал технологию распознавания лиц, которая идентифицирует студентов, определяет их настроение и степень заинтересованности на занятиях. Для каждого из студентов система создает диаграмму, которая показывает его эмоции и степень усталости. Это позволяет понять, какой момент лекции вызывает скуку, а какой, наоборот, пробуждает интерес. Кроме того, система также позволяет узнать, насколько активно студенты участвуют в учебном процессе. По мнению ученого, определение скучного и увлекательного в тексте лекции позволит преподавателям скорректировать свои методы и сделать процесс обучения более интересным.
Группа исследователей из Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского проанализировала закономерности, наблюдающиеся в проявлении окуломоторной активности обучающихся при чтении образовательной информации с экрана. Результаты проведенного эксперимента позволили сделать вывод о том, что направленность обучения формирует стратегии работы с информацией на экране: cтуденты естественно-научных направлений нацелены на более фундаментальную проработку материала и тратят больше времени на изучение информации, а обучающиеся гуманитарных направлений используют «сканирующий» тип чтения.
Результаты исследований вносят существенный вклад в изучение проблемы рациональной организации процесса обучения с использованием технических устройств и открывают направления для дальнейшей работы: поиск оптимальной структуры для создания образовательных интернет-ресурсов, определение параметров для изображений образовательного характера, которые могли бы привлечь и удержать внимание обучающихся.
Полный текст в оригинале статьи → читать
