Новости

03.08 2020

Память и айтрекинг: исследования в области нейропсихологии

В жизни каждого человека есть особо важные, трепетные и значимые моменты в жизни, которые он периодически вспоминает. Также наш мозг хранит огромное количество нужной информации, которую мы используем в работе, в быту, при общении с людьми и т.д. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как память – отражение, осознание и воспроизведение прошлого индивидуального опыта, в том числе восприятия предметов и явлений, определяющих их причинную связь. Если бы человек не обладал памятью, то наше мышление было бы довольно ограниченным и реакция исходила лишь из врожденных рефлексов и непосредственных подражаний, мы не запоминали бы собственные мысли, понятия о разных вещах и законах их существования. Память позволяет использовать эти понятия в целях организации нашего поведения. Это базовый и необходимый психический процесс. Сеченов определял память как «основное условие психической жизни». Многие известные личности обладали уникальными способностями — великие полководцы Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Александр Суворов знали в лицо и помнили по имени всех своих воинов – до 30 тысяч человек; Сергей Рахманинов, великий пианист, мог воспроизвести по памяти произведение, услышанное всего один раз; Ф. И. Шаляпин, русский оперный певец, знал всю партитуру опер (сольные, хоровые и оркестровые партии) помимо своей и никогда не пользовался услугами суфлера; немецкий дипломат Эмиль Кребс в совершенстве знал 68 языков и еще 50-ю владел на базовом уровне; выдающийся шахматист Александр Алехин был мастером игры вслепую, непревзойденное никем достижение шахматиста – одновременный сеанс игры на 32 досках; исключительную память имела Анна Ахматова…

Память – процесс очень сложный, в основном ее изучением занимаются нейропсихологи и нейрофизиологи. В настоящее время выделяют 3 основных этапа развития памяти, в ходе которых происходит получение информации, с тремя ее видами: сенсорной (из органов чувств), кратковременной и долговременной. Кратковременная память способна удерживать информацию до 30 секунд. При отсутствии повторения, предшествующая информация стирается и замещается вновь поступившей. Долговременная память – время хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма – устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память. Переход от кратковременной памяти к долговременной называется консолидацией. В процессы памяти также входят: запоминание (ввод новой информации в систему ассоциативных связей, произвольно или непроизвольно), хранение (накопление материала в структуре памяти, с переработкой и усвоением), воспроизведение (произвольная или непроизвольная актуализация элементов, полученных из прошлого опыта) и забывание (потеря возможности воспроизведения раннее консолидированной информации).

Нейропсихологический анализ позволяет подойти к вопросам, касающихся мнестической патологии (патологии памяти). Если коррекцией и лечением занимаются психиатры и неврологи, то изучением в основном занимаются специалисты в области нейронауки. Исследования проводятся путем сбора информации (наблюдение и самонаблюдение), методами физиологии поведения и экспериментальной психофизиологии, гистохимическими методами, а также электрофизиологией головного мозга и отдельных нейронов. Однако исследователи часто отмечают проблематичность использования данных методов (недостаточная объективность, как в случае с наблюдением, либо сильная дороговизна и сложность выполнения эксперимента). Последние годы в изучении памяти набирает популярность технология окуломоторной видеорегистрации (айтрекинг), которая лишена недостатков предыдущих методов и приоткрывает занавес на некоторые вопросы и гипотезы, касающиеся мнестической функции...

Подробнее в оригинале статьи → читать