Новости
25.05 2021
Применение айтрекинга при обследовании детей с ТМНР
«Трекинг глаз» (англ. «айтрекинг») – динамично развивающийся метод исследования зрительного восприятия, главным достоинством которого является объективность результатов анализа, так как зрачок глаза совершает рефлекторные движения, которыми человек не может осознанно управлять, что исключает влияние обследуемого на итоги исследования.
Первоначально основной областью применения трекинга глаз было изучение психологических закономерностей зрительного восприятия человека. Но в последнее десятилетие, благодаря созданию устройств, позволяющих фиксировать и оценивать направление взгляда и реакцию глаз на раздражители, началось стремительное расширение областей данного метода, а именно - социально-политические, маркетинговые исследования, разработка компьютерных игр и технологий виртуальной реальности, исследования, веб-дизайн, медицина, когнитивная лингвистика.
Необходимо отметить перспективное направление развития айтрекинга для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которое позволяет им не только общаться и учиться, но и быть активными членами общества, вести независимую и полноценную жизнь.
Технология айтрекинг позволяет работать на компьютере людям с различными нарушениями здоровья: нарушения опорно-двигательного аппарата, церебральный паралич (апраксия, дизартрия), нарушения слуха, неврологические нарушения, аутизм. Кроме того, она позволяет проводить диагностику детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР).
Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.
У детей с ТМНР слово не выполняет функцию выстраивания взаимосвязи сенсомоторных процессов и мышления, именно поэтому регистрация движения глаз позволяет анализировать работу мозга, выявлять динамику функционального состояния, уровень развития восприятия, мышления, представлений и, соответственно, рассматривать движение глаз в качестве «индикатора нейрофизиологических процессов».
При обследовании ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии традиционными методами часто невозможно объективно диагностировать уровень развития высших психических функций, уровень обучаемости и обученности, а также другие показатели. Обследование детей с ТМНР требует применения специальных методик и методов диагностики.
Подробнее в оригинале статьи → читать
