Новости
07.07 2021
Влияние звука на движения глаз человека
Человек XXI столетия живет в чрезвычайно богатом и сложном мире, в котором объемы информации возрастают не только ежегодно, но и ежеминутно. Интересен тот факт, что за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю!
Постоянное увеличение скорости и объемов информации в современном обществе приводит к возникновению такого феномена как «информационный взрыв». Человеческий мозг имеет дело с очень сложными потоками данных, получаемых из различных каналов – зрение, слух, обоняние. Мы воспринимаем информацию об окружающем мире с помощью органов чувств и механизмы внимания играют особенно важную роль в этом процессе, что подтверждается различными исследованиями.
Ученые из Оснабрюкского университета (Германия) провели исследование визуального поведения, целью которого являлось изучение действия звуковых стимулов на движения глаз человека. Движения глаз участников были измерены в 96 испытаниях, из которых 24 были визуальными, 24 – слуховыми и 48 были аудиовизуальными (мультимодальными). Каждый слуховой стимул имел одно из четырех мест, соответствующих примерно углам экрана, какая-либо семантическая связь между представленными изображениями и звуками отсутствовала. Полученные результаты демонстрируют, что действие звуковых стимулов имеет отношение к движениям глаз человека, а именно – движения глаз обследуемых в аудиовизуальных условиях были пространственно смещены в сторону той части изображения, которая соответствует источнику звука. Таким образом, слуховая информация влияет на выбор возможных точек фиксации взгляда, при этом звук дает важные подсказки о том, как следует вести себя зрителю.
В другом эксперименте была отслежена была отслежена реакция зрителей на мультипликационный фильм «Корпорация монстров» («Monsters Inc» Docter, 2001). Акцент в исследовании ставился на восприятии сюжета, характеров и звука. При проведении эксперимента были созданы особые условия: испытуемые увидели две сцены – со звуком и без него. При просмотре сцены, в которой отсутствовал звук, люди больше внимания уделяли глазам персонажей и деталям сцены (например, красная лампа на двери). Вероятно, это происходит потому, что зритель ищет невербальные подтверждения своим догадкам о том, что происходит в фильме без звука.
Визуальная и слуховая информация зачастую дополняют друг друга, но физиологические основы подобного механизма изучены недостаточно. В том числе не было известно, на каком уровне – центральном (в мозге) или периферическом (непосредственно в органах чувств) – начинается влияние зрения на обработку звуков.
Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Университетов Дьюка, Флориды и Южной Калифорнии пригласили для участия в эксперименте 16 добровольцев, которым предложили выполнять задания, вызывающие саккады – быстрые синхронизированные движения глаз при изменении точки фиксации взгляда, настраивающие зрение на новый рассматриваемый объект. При этом в ушах участников находились специальные микрофоны, отслеживающие движения барабанных перепонок. Половина заданий выполнялась в тишине, другая половина сопровождалась посторонними звуковыми стимулами звучавших до, во время и после саккадирующих движений глаз. Выяснилось, что барабанные перепонки приходят в движение совместно с глазами даже в отсутствие звуков а отклонение барабанной перепонки всегда противоположно направлению саккады: когда глаза двигались влево, барабанные перепонки отклонялись вправо, и наоборот. Аналогичные результаты были получены в экспериментах с обезьянами.
По мнению авторов работы, подобные отклонения барабанных перепонок могут предназначаться для подготовки ушей к восприятию звуков от конкретного источника, на который направится взгляд. Результаты проведенного исследования могут помочь в усовершенствовании слуховых аппаратов так, чтобы они целенаправленно усиливали звуки, исходящие от рассматриваемого глазами объекта.
Продолжение в оригинале статьи → читать
