Статьи
Айтрекинг для обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
«Трекинг глаз» (англ. «айтрекинг») – динамично развивающийся метод исследования зрительного восприятия, главным достоинством которого является объективность результатов анализа, так как зрачок глаза совершает рефлекторные движения, которыми человек не может осознанно управлять, что исключает влияние обследуемого на итоги исследования.
Первоначально основной областью применения трекинга глаз было изучение психологических закономерностей зрительного восприятия человека. Но в последнее десятилетие, благодаря созданию устройств, позволяющих фиксировать и оценивать направление взгляда и реакцию глаз на раздражители, началось стремительное расширение областей данного метода, а именно - социально-политические, маркетинговые исследования, разработка компьютерных игр и технологий виртуальной реальности, исследования, веб-дизайн, медицина, когнитивная лингвистика.
Необходимо отметить перспективное направление развития айтрекинга для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которое позволяет им не только общаться и учиться, но и быть активными членами общества, вести независимую и полноценную жизнь.
Технология айтрекинг позволяет работать на компьютере людям с различными нарушениями здоровья: нарушения опорно-двигательного аппарата, церебральный паралич (апраксия, дизартрия), нарушения слуха, неврологические нарушения, аутизм. Кроме того, она позволяет проводить диагностику детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР).
Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.
У детей с ТМНР слово не выполняет функцию выстраивания взаимосвязи сенсомоторных процессов и мышления, именно поэтому регистрация движения глаз позволяет анализировать работу мозга, выявлять динамику функционального состояния, уровень развития восприятия, мышления, представлений и, соответственно, рассматривать движение глаз в качестве «индикатора нейрофизиологических процессов».
При обследовании ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии традиционными методами часто невозможно объективно диагностировать уровень развития высших психических функций, уровень обучаемости и обученности, а также другие показатели. Обследование детей с ТМНР требует применения специальных методик и методов диагностики.
Подтвердить эффективность айтрекеров при диагностических обследованиях детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии можно на примере обследования воспитанников Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что использование айтрекеров как диагностического средства позволит получить более достоверные данные об уровне развития детей, которые получить с помощью других (традиционных) диагностических методов было бы невозможно.
При проведении обследования были использованы диагностические методики С. Д. Забрамной (пирамида из шести колец, парные картинки, таблицы восприятия величины (размера), таблицы восприятия цвета). Картинки и таблицы использовались в оригинальном и в оцифрованном виде.
Всем детям было предложено выполнить задания, которые позволили получить информацию об их представлениях о размере и цвете, умении сравнивать величины, а также достоверно оценить степень развитости координации движений рук и то, насколько дети способны к дальнейшему обучению. Итоговые результаты обследования были представлены в наглядной форме – в виде тепловых карт.
Сопоставительный анализ параллельного применения традиционных и оцифрованных диагностических методик при обследовании детей с ТМНР позволяет сделать следующие выводы:
-
При проведении обследования исключительно в традиционной форме складывалось впечатление об отсутствии у детей реакций на выполнение заданий или о полной недоступности их выполнения
-
При использовании айтрекера дети с ТМНР выполняют задания, выражая реакции в доступной для них форме – с помощью микродвижений глаз, что позволяет фиксировать следующие результаты: например, при определении уровня сформированности представлений и действий — «выполняет задание с помощью педагога, после обучения» (в традиционной форме результат фиксируется как «задание не выполняет»
Полученные результаты также позволяют утверждать, что использование айтрекеров существенно расширяет возможности построения индивидуальной траектории образования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями для удовлетворения его особых образовательных потребностей.
При помощи данной технологии становится возможным проведение обследования детей, имеющих выраженные трудности в использовании речи и во владении верхними конечностями, для которых недоступны методики, предъявляемые в традиционных формах.
Айтрекинг расширяет возможности специалистов, позволяет проводить качественный анализ особенностей психического развития ребенка, основанный на интегративном подходе, включающем использование, как традиционных методик, так и инновационных технологий и современного оборудования.