Статьи

Айтрекинг – технология, которая меняет образование

Технология регистрации движений глаз широко используется в различных областях исследований. Она дает не только непрерывную, достоверную, детализированную, но и качественно иную информацию об изучаемых явлениях. Особую популярность айтрекеры приобрели в сферах маркетинга и рекламы при изучении дизайна продукта и прогнозировании потребительского поведения. Но мы поговорим о том, как технология айтрекинга применяется в образовательной науке и практике.

Ранее мы говорили о том, что использование айтрекеров существенно расширяет возможности построения индивидуальной траектории образования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями для удовлетворения его особых образовательных потребностей (Статья «Айтрекинг для обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»). Метод прост в применении и не вызывает физического и эмоционального дискомфорта у детей, поэтому является перспективной процедурой, которая может быть рекомендована для получения более полной и объективной информации во время психолого-педагогических обследований детей.

Айтрекинг, или окулография, один из наиболее чувствительных индикаторов динамики познавательных процессов, функциональных состояний и форм взаимодействия человека с окружающим миром. Инновационная методика айтрекинга используется для контроля, управления, обучения и оценки.

Рассмотрим несколько примеров применения айтрекинга в образовании:

  • Китайский профессор Вэй Сяоюн (Wei Xiaoyong) разработал технологию распознавания лиц, которая идентифицирует студентов, определяет их настроение и степень заинтересованности на занятиях. Для каждого из студентов система создает диаграмму, которая показывает его эмоции и степень усталости. Это позволяет понять, какой момент лекции вызывает скуку, а какой, наоборот, пробуждает интерес. Кроме того, система также позволяет узнать, насколько активно студенты участвуют в учебном процессе. По мнению ученого, определение скучного и увлекательного в тексте лекции позволит преподавателям скорректировать свои методы и сделать процесс обучения более интересным.

  • В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых из Саратовского национального исследовательского университета им. Н. Г. Чернышевского проанализировали закономерности, наблюдающиеся в проявлении окуломоторной активности при чтении обучающимися образовательной информации с экрана. В рамках эксперимента были подготовлены 10 страниц с образовательным содержанием по пяти предметам. По каждому предмету были созданы по две страницы, одна из которых обязательно сопровождалась изображениями. Структура страниц отражала реально используемый в сети формат представления образовательного контента, но при этом были исключены дополнительные факторы: наличие рекламы, ссылки на другие страницы сайта. Перед испытуемым стояла задача изучить образовательный материал, представленный на экране и ответить на вопросы по содержанию.

    Результаты проведенного эксперимента позволяют говорить о том, что направленность обучения формирует стратегии работы с информацией на экране: студенты естественно-научных направлений нацелены на более фундаментальную проработку материала – они тратят больше времени на изучение информации, реже моргают, у них выше значение показателя Scanpath Length (длина пути, пройденного взглядом), чем у обучающихся гуманитарных направлений, которые используют «сканирующий» тип чтения. Интересен тот факт, что изображения на образовательных интернет-страницах воспринимаются студентами как упрощающий фактор для выполнения когнитивной задачи чтения, но на сами изображения студенты практически не обращают внимания (при анализе тепловых карт страниц, как при чтении, так и при выполнении задачи поиска информации, графики и рисунки остались «слепой зоной» для студента).

    Результаты исследования вносят существенный вклад в изучение проблемы рациональной организации процесса обучения с использованием технических устройств и открывают направления для дальнейшей работы: поиск оптимальной структуры для создания образовательных интернет-ресурсов, определение параметров для изображений образовательного характера, которые могли бы привлечь и удержать внимание обучающихся.

  • Исследователи из Института русского языка им. А.С. Пушкина и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, провели исследование, целью которого являлось изучение чтения и восприятия современных учебных материалов для начальной школы.

    Применение айтрекинга при анализе учебной литературы позволяет исследовать все элементы мультимодального текста в том виде, в котором с ним сталкивается ученик, а также помогает ответить на вопросы о том, отвлекают ли его иллюстрации? Не мешают ли читать детали оформления на полях страницы?

    По результатам данного исследования было выявлено различие в параметрах фиксаций и саккад при рассматривании или чтении различных по значению элементов страниц (текстов, заданий, графических элементов) — с увеличением длительности фиксаций на графике по сравнению с вербальной частью. Также были выявлены половые различия в параметрах движений глаз: девушки делают более длительные фиксации на изображениях, которые перемежаются быстрыми саккадами, молодые люди делают более быстрые фиксации, но их саккады в целом медленнее. Полученные результаты указывают на необходимость контроля оформления учебных материалов для оптимизации их восприятия.

Еще одним потенциальным направлением применения айтрекинга в высшей школе может стать оценка эффективности взаимодействия с абитуриентами и их родителями посредством анализа рекламных материалов (вывесок, рекламных баннеров, буклетов), сайтов как образовательной организации в целом, так и ее подразделений. Кроме того, айтрекинг может быть задействован в процедурах прокторинга (контроль тестирования или экзамена в онлайн-режиме), позволяющий подтвердить личность учащегося, исключить использование шпаргалок и помочь преподавателю объективно оценить знания.

Таким образом, технология айтрекинга может успешно использоваться для совершенствования образовательного процесса, увеличения вовлеченности обучающихся и оценки эффективности педагогических технологий и деятельности образовательной организации в целом.