Статьи
Исследование движений глаз при взаимодействии читателя с газетой
Согласно исследованию, проведенному компанией Mediascope, 92% россиян интересуются новостями. Среди источников информации на первом месте находится телевидение (70%), на втором – Интернет (58%), а третью строчку занимают печатные издания (19%).
Почему люди читают газеты? Газеты и журналы выполняют несколько функций – дают возможность быть в курсе событий и ощущать причастность к миру, служат источником знаний, расширяют кругозор, формируют социальные и нравственные идеалы человека.
Конкуренцию печатным СМИ сегодня составляет Интернет, что приводит к снижению аудитории печатных изданий и росту интереса к цифровому контенту. Для сохранения и расширения читательской аудитории практически каждое печатное периодическое издание имеет свою онлайн-версию, размещает выпуски и создает архивы на собственных сайтах. Значит ли это, что печатные газеты и журналы стали не нужны? Нет, просто теперь у человека есть выбор, а Интернет и информационные технологии могут выступать не только в роли конкурирующего фактора, но фактора роста периодических печатных СМИ.
Печатная газета просматривается страница за страницей. Читатель знает, где расположены страницы о политике, экономике, красоте и так далее, и перемещается туда и обратно между страницами. В 2003 году шведские ученые выявили, что при изучении газетного номера читатели уделяют 55% времени внимательному и глубокому чтению и 45% – быстрому сканированию печатной информации.
В 2006 году немецкие ученые провели исследование чтения печатных газет разного формата: широких и компактных, которое показало, что большинство опрошенных (30 из 34 человек) предпочитают компактный формат газетного листа. Их главными аргументами стали практичность, удобство в обращении и хорошая организация информационного предложения. Сторонники компактного формата газеты отмечали, что такой размер позволяет легко перелистывать страницы в поездке или во время завтрака. Также было отмечено, что при чтении компактного издания такие тексты, как заголовки, рекламные сообщения, играют более важную роль, чем в широкоформатном издании. Эти элементы воспринимаются на ранних стадиях процесса чтения, привлекают большое внимание и в целом имеют высокий охват.
Для сторонников широкого листа качество газеты неразрывно связано с большим форматом. Их основные аргументы связаны с объемом и глубиной представленной информации. Некоторые читатели отметили, что не чувствуют себя достаточно информированными читая компактную версию газеты и хотели бы получать больше информации от издания.
Интернет-газета является веб-сайтом, что означает набор множества веб-страниц, организованных в виде многоуровневой структуры, которая радикально отличается от последовательности печатных страниц. В связи с этим возникает множество вопросов – на что читатель обращает внимание в первую очередь, какая часть страницы привлекает его внимание? Читает ли он весь текст, представленный на странице, или просто просматривает заголовки? Читает объявления или игнорирует их?
На все эти вопросы можно ответить, измеряя движение глаз людей во время чтения газет и вычисляя количественные параметры по записанным сигналам, таким как: продолжительность взгляда, количество и продолжительность фиксаций, последовательность обращений между различными областями страницы.
Даниэла Замбарбиери и ее коллеги из Павийского университета (Италия) провели анализ поведения читателей онлайн-газеты, при этом основное внимание уделялось двум аспектам: навигации по домашней странице, для быстрого сбора обновленных новостей и чтению статьи во внутреннем разделе. За основу исследования были взяты два итальянских газетных веб-сайта – Corriere della Sera (www.corriere.it) и La Stampa (www.lastampa.it), главные страницы которых состояли из трех колонок. Движения глаз регистрировались с помощью системы EyeGaze 1, видеоокулографического устройства, состоящего из видеокамеры, установленной под дисплеем компьютера.
Главная страница интернет-газеты заполнена различной информацией. Это и главные новости, и короткие рассказы, а также фотографии, реклама, ссылки на внутренний раздел сайта. Как же читатель исследует домашнюю страницу?
Экспериментальные результаты показали, что точка входа находится в верхней области страницы. Как только читатель зашел на домашнюю страницу, он начинает исследование слева направо – читает главную историю и краткие рассказы в левой и центральной колонках. Краткие рассказы в центральных колонках представленных Интернет-газет отличались по размеру, но, в целом, количество фиксаций в двух колонках было сопоставимо. Правая колонка кажется менее интересной для читателя, что в обоих случаях приводит к небольшому количеству фиксаций. Домашняя страница длинная и требует прокрутки, читатель фактически прокручивает страницу вниз, а затем снова возвращается к началу страницы. Высокий процент (70%) правильных ответов на анкету, предоставленную участникам в конце эксперимента, для того чтобы определить, помнят ли они содержание, отображаемое на странице, указывает на то, что за короткое время изучения домашней страницы читатель получает достаточно информации, чтобы вспомнить то, что прочитал и получить обзор того, что происходит в стране и в мире в настоящий момент.
Что происходит, когда читатели заходят на страницу статьи во внутреннем разделе Интернет-газеты? Результаты, описанные итальянскими учеными, указывают на то, что в первую очередь читатель фиксирует взгляд в верхней области страницы, затем внимательно читает весь текст. Несмотря на различное содержание двух историй и наличие других элементов, таких как фотографии, 92% фиксаций приходится на текст. Фотография в тексте получает несколько фиксаций на обеих страницах независимо от различного положения по отношению к тексту. В конце эксперимента все обследуемые смогли правильно обобщить содержание рассказа.
Ниже представлен рисунок, на котором показан пример пути сканирования, выполненного испытуемым во время чтения рассказа. Каждый круг – это фиксация, зеленые линии – саккады. Радиус каждого круга пропорционален продолжительности фиксации.
Рис.1. – Пример пути сканирования, выполненного испытуемым во время чтения рассказа
Метод айтрекинга успешно применяется в разработке новостных сайтов и онлайн-газет. Он позволяет получить объективные данные о характере визуального взаимодействия читателя с печатным или интернет-изданием.
Движения глаз во время чтения выдают степень внимательности читающего. Так, глаза увлеченного читателя двигаются иначе, чем у читателя, занятого своими мыслями и потерявшего нить рассуждения. Информация, полученная в результате анализа движений глаз, может помочь оценить читаемость издания, а также дать возможность оформителям повысить эффективность приемов привлечения целевой аудитории.