Статьи

Исследования движений глаз при расстройствах пищевого поведения

Одним из распространенных видов нарушений в психиатрической практике и клинической психологии, с которым все больше приходится сталкиваться клиницистам и исследователям – это расстройства пищевого поведения (РПП). Они представляют собой психогенно обусловленные поведенческие нарушения со стороны приема пищи. В основе данной патологии лежит придание у пациентов слишком большой важности весу и форме тела, в связи с чем человек пытается предотвратить увеличение веса, используя крайние меры. Расстройства пищевого поведения на сегодняшний день широко распространены среди молодежи, т.к. СМИ создают образ идеальной фигуры, а РПП как раз и берут свое начало из желания достичь идеала (чаще всего данной патологией страдают люди, склонные к перфекционизму и повышенной тревоге). Так как пища – это наш основной источник энергии, лишаясь его организму недостает необходимых макро- и микроэлементов, что неизбежно приводит к патологии многих органов и даже к летальному исходу (по разным статистическим данным, смертность от такого расстройства пищевого поведения, как нервная анорексия, достигает 10%). Основные расстройства этой группы – это нервная анорексия (полный отказ от еды) и нервная булимия (возникающие пищевые зажоры – бинджи, с последующим вызовом рвоты или диареи из-за страха поправиться).

Причины происхождения РПП довольно разнообразны. Основные из них это:

  • Генетика. Риск заболеть расстройством пищевого поведения в десять раз больше у тех, у кого в роду кто-то уже есть родственники с таким типом нарушений. Исследования показывают, что анорексия генетически обусловлена на 58%, а булимия – на 59%

  • Личностно-значимые события в жизни. Дебют многих пищевых нарушений происходит после какого-то значимого неприятного события (смерть или болезнь близкого родственника, развод, потеря работы и др.)

  • Воспитание в семье. В некоторых семьях дети воспитываются строго и много внимания уделяется лишнему весу. Ребенок становится зацикленным на собственной внешности и переносит эти проблемы во взрослую жизнь

  • Социальные проблемы. Чаще всего люди, которые страдают расстройствами пищевого поведения, имеют низкую самооценку и болезненный эмоциональный опыт

  • Психическая травма. Исследования показывают, что многие люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, пережили в своей жизни сексуальное или физическое насилие, и потому они осознанно или неосознанно пытаются избежать ситуаций, которые в будущем могли бы привести к повторению пережитого

Так как многие люди замалчивают о своих проблемах с едой, а часть из них – не считает это проблемой вовсе, возникают большие трудности в диагностике этих нарушений, следовательно, страдает и успешное лечение (которое заключается в длительной психотерапии, а также приеме психофармакологических препаратов). Для объективизации процесса диагностики в последнее время многократно предпринимаются попытки поиска психофизиологических маркеров, связанных с РПП и глазодвигательными реакциями. Одной из перспективных технологий для ранней диагностики расстройств данного регистра является айтрекинг (окулография) – технология для определения положения взгляда человека относительно монитора компьютера. Параметры глазодвигательных реакций, которые получают в ходе тестирования, дают широкое поле для своевременного поиска нарушений, даже когда еще нет сильных проявлений или пациент замалчивает существующие проблемы. Это становится возможным благодаря объективности данных исследований (человек не способен в полной мере контролировать реакции глаз, в особенности диаметр зрачка или микросаккады).

Исследователи из Нижегородского Государственного Университета им. Н. И. Лобачевского провели следующее исследование: группе лиц, страдающих РПП и контрольной группе (без патологии) при помощи технологии айтрекинга провели тестирование, в ходе которого показывали 30 фраз различной валентности (10 позитивных, 10 нейтральных и 10 негативных предложений по своему содержанию). Негативные предложения представляли собой описание типичных деструктивных суждений, относительно приема пищи и образа тела. Позитивные предложения описывали убеждения, свойственные здоровым людям. Предложения нейтральной семантики не содержали описания образов, относящихся к пище и форме тела. Результаты показали, что у испытуемых с РПП была выявлена положительная взаимосвязь между уровнем выраженности неудовлетворенности своим телом и длительностью саккад в процессе чтения позитивных предложений. Исходя из этого, предполагается, что чем больше у испытуемого переживаний относительно своего образа тела, тем хуже он воспринимает позитивные эмоционально-значимые стимулы. Это предположение полностью согласуется с результатами исследований О.А. Сагалаковой, где изменения саккадической активности были трактованы как объективный маркер дезорганизации целевой деятельности.

Исследователи в области нейропсихологии из Америки еще в 2016 году провели эксперимент, в котором группе контроля (здоровым лицам) и людям, склонным к нервной булимии показывали стимульный материал в виде картинок с высококалорийной и низкокалорийной пищей. Во время показа, движения глаз записывались при помощи видеоокулографии. Было обнаружено, что группа, склонная к нервной булимии, обнаруживала высококалорийную пищу быстрее, устойчиво фиксируя на ней взгляд, чем здоровая группа, но смотрела на нее меньше всего (после идентификации люди отводили взгляд). Это наводит на предположение, что даже показ высококалорийной пищи вызывает желание переесть, с последующим страхом поправиться и последующей эвакуации пищи из организма (вызов рвоты или приём слабительных средств).

Интересный эксперимент так же был проведен 4 года назад в Германии, где контрольной группе без РПП и пациентам с выставленным диагнозом «нервная анорексия» предлагалось определить по фотографиям примерные параметры тела представленных людей. Результаты окулограмм показали, что люди, страдающие нервной анорексией, были склонны к «гиперсканированию» – они больше по времени просматривали каждый стимул в виде фотографии, детально останавливались на каждом участке тела. При этом определяли примерный вес и параметры тела так же точно, как и группа контроля. Это позволяет говорить о большей важности внешнего вида и зацикливании на внешних параметрах у пациентов с РПП.

Расстройства пищевого поведения довольно сложны в лечении и требуют длительного наблюдения, а также точной диагностики. Благодаря технологии окуломоторной видеорегистрации, можно не только упростить этап обнаружения данных нарушений, но и более тщательно изучить сам патологический процесс (узнать механизмы поведения, реакцию пациентов на пищу и проводимое лечение, разницу между восприятием пациентов с различными видами РПП). Результаты внесут большой вклад в практическую медицинскую практику.