Статьи

Влияние звука и цвета на движения глаз человека – куда мы смотрим и что видим?

Человек XXI столетия живет в чрезвычайно богатом и сложном мире, в котором объемы информации возрастают не только ежегодно, но и ежеминутно. Интересен тот факт, что за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю!

Постоянное увеличение скорости и объемов информации в современном обществе приводит к возникновению такого феномена как «информационный взрыв». Человеческий мозг имеет дело с очень сложными потоками данных, получаемых из различных каналов – зрение, слух, обоняние. Мы воспринимаем информацию об окружающем мире с помощью органов чувств и механизмы внимания играют особенно важную роль в этом процессе, что подтверждается различными исследованиями.

Ученые из Оснабрюкского университета (Германия) провели исследование визуального поведения, целью которого являлось изучение действия звуковых стимулов на движения глаз человека. Движения глаз участников были измерены в 96 испытаниях, из которых 24 были визуальными, 24 – слуховыми и 48 были аудиовизуальными (мультимодальными). Каждый слуховой стимул имел одно из четырех мест, соответствующих примерно углам экрана, какая-либо семантическая связь между представленными изображениями и звуками отсутствовала. Полученные результаты демонстрируют, что действие звуковых стимулов имеет отношение к движениям глаз человека, а именно – движения глаз обследуемых в аудиовизуальных условиях были пространственно смещены в сторону той части изображения, которая соответствует источнику звука. Таким образом, слуховая информация влияет на выбор возможных точек фиксации взгляда, при этом звук дает важные подсказки о том, как следует вести себя зрителю.

В другом эксперименте была отслежена была отслежена реакция зрителей на мультипликационный фильм «Корпорация монстров» («Monsters Inc» Docter, 2001). Акцент в исследовании ставился на восприятии сюжета, характеров и звука. При проведении эксперимента были созданы особые условия: испытуемые увидели две сцены – со звуком и без него. При просмотре сцены, в которой отсутствовал звук, люди больше внимания уделяли глазам персонажей и деталям сцены (например, красная лампа на двери). Вероятно, это происходит потому, что зритель ищет невербальные подтверждения своим догадкам о том, что происходит в фильме без звука.

Визуальная и слуховая информация зачастую дополняют друг друга, но физиологические основы подобного механизма изучены недостаточно. В том числе не было известно, на каком уровне – центральном (в мозге) или периферическом (непосредственно в органах чувств) – начинается влияние зрения на обработку звуков.

Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Университетов Дьюка, Флориды и Южной Калифорнии пригласили для участия в эксперименте 16 добровольцев, которым предложили выполнять задания, вызывающие саккады – быстрые синхронизированные движения глаз при изменении точки фиксации взгляда, настраивающие зрение на новый рассматриваемый объект. При этом в ушах участников находились специальные микрофоны, отслеживающие движения барабанных перепонок. Половина заданий выполнялась в тишине, другая половина сопровождалась посторонними звуковыми стимулами звучавших до, во время и после саккадирующих движений глаз. Выяснилось, что барабанные перепонки приходят в движение совместно с глазами даже в отсутствие звуков а отклонение барабанной перепонки всегда противоположно направлению саккады: когда глаза двигались влево, барабанные перепонки отклонялись вправо, и наоборот. Аналогичные результаты были получены в экспериментах с обезьянами.

По мнению авторов работы, подобные отклонения барабанных перепонок могут предназначаться для подготовки ушей к восприятию звуков от конкретного источника, на который направится взгляд. Результаты проведенного исследования могут помочь в усовершенствовании слуховых аппаратов так, чтобы они целенаправленно усиливали звуки, исходящие от рассматриваемого глазами объекта.

По направлению взгляда можно ответить на множество вопросов относительно того, каким образом мы воспринимаем и понимаем окружающий мир. Одним из свойств объектов материального мира и элементом чувственно-вербальных ассоциаций, позволяющих человеку выстраивать собственные системы смыслов и значений, является цвет. Это свойство, осознанно присваиваемое человеком тем или иным предметам или явлениям, в процессе их зрительного восприятия. В различных культурных традициях цвет служит инструментом коммуникации, играет важную роль в создании символов. Также, от правильности выбора цветового решения зависит 60% успеха рекламы.

Исследователями из Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского был проведен анализ возможной связи между гендерными характеристиками, полом и особенностями зрительного внимания к цвету в рекламе. Испытуемым на экране монитора последовательно предъявлялся стимульный материал с изображением рекламы, для которой были подобраны идентичные рисунки автомобилей и детской одежды, отличающиеся только цветом. С целью получения надежных результатов перед началом отслеживания взгляда испытуемому не была поставлена конкретная задача, так как его внимание должно быть максимально произвольным. Длительность зрительной фиксации на элементах рекламы оценивалась с помощью системы удаленного трекинга глаз RED-250. Полученные результаты позволяют утверждать о наличии статистической связи между гендерными качествами, полом и предпочтением цвета при восприятии рекламного изображения. Представители мужского пола, а также испытуемые, обладающие маскулинными качествами, предпочитают смотреть на рекламные стимулы красного и зеленого цветов, а представители женского пола и обладатели феминных качеств – на стимулы синего и фиолетового цветов.

Технология айтрекинга дает новые возможности для развития в различных сферах деятельности. Сегодня это можно увидеть в культуре и искусстве.

В совместном проекте университетов Оксфорда и Дарема ученые поставили цель выяснить, как человек оценивает картины и что может повлиять на его мнение. Проект был основан на изучении восприятия зрителями цикла картин испанского художника XVII века Франциско де Сурбарана «Иаков и его 12 сыновей». Перед исследователями стояла задача выяснить, влияют ли краткие описания, которые сопровождают картины в галереях и музеях, на то, как воспринимаются цифровые репродукции. Для этого участников эксперимента разделили на три группы и предложили познакомиться с информацией о картине:  группе 1 «Музейный контекст» (Museum context, МС) представили описание, делавшее акцент на смысловой составляющей картины — на Библейской легенде; группе 2 «Эстетический контекст» (Aesthetic context, АС) — описание художественной ценности полотен; группе 3 «Авторский контекст» (Attribution Only Context, АОС) дали общую информацию о картине и ее авторе. Затем измеряли время, уделенное изучению деталей, направление саккад для каждой иллюстрации, используя технологию айтрекинга.

В целом, независимо от наличия или отсутствия сопровождающей информации, первое, на что обращает внимание зритель, когда на картине изображен человек, это его лицо. Участники эксперимента непроизвольно вступали в контакт с лицами, однако при составлении тепловых карт выяснилось, что внимание зрителей группы 2 (AC), которым была предоставлена информация о эстетической ценности полотен (уникальном стиле автора, особенностях живописи и деталях картины) - было более рассеяно, а внимание групп 1 (МС) и 3 (АОС) сосредотачивалось в основном на лицах и символах-атрибутах картины.

Как оказалось, контекстная музейная маркировка влияет на уровень эстетического восприятия, но совсем не так как предполагали авторы исследования. Их гипотеза состояла в том, что чем больше информации получает зритель перед просмотром, тем больше ему нравится картина. Но ярлыки с подробным описанием картины для группы 2 (AC) «Эстетический контекст» заставляли испытуемых меньше смотреть на лица, а значит, и картины они находили менее приятными. Это подтвердилось в ходе последующего опроса. Он же показал, что наиболее заинтересованными в картинах оказались участники группы 3 (AOC), которым дали минимум информации и свободу мысли и фантазии.

Таким образом, технология айтрекинга может дать научное объяснение бессознательному восприятию искусства и обеспечивает большую достоверность данных, полученных в ходе анализа мельчайших изменений взгляда, по сравнению с оценками и отзывами об изображении.

Анализ непроизвольной реакции глаз на предъявляемую информацию может многое сказать не только об индивидуальных физиологических особенностях работы зрительного аппарата человека, но и о когнитивных и психологических особенностях индивида, его предпочтениях, положительных и отрицательных эмоциях, вызываемых предъявляемой информацией.