Новости

20.07.2021

Исследование движений глаз при взаимодействии читателя с газетой

Согласно исследованию, проведенному компанией Mediascope, 92% россиян интересуются новостями. Среди источников информации на первом месте находится телевидение (70%), на втором – Интернет (58%), а третью строчку занимают печатные издания (19%).

Почему люди читают газеты? Газеты и журналы выполняют несколько функций – дают возможность быть в курсе событий и ощущать причастность к миру, служат источником знаний, расширяют кругозор, формируют социальные и нравственные идеалы человека.

Конкуренцию печатным СМИ сегодня составляет Интернет, что приводит к снижению аудитории печатных изданий и росту интереса к цифровому контенту. Для сохранения и расширения читательской аудитории практически каждое печатное периодическое издание имеет свою онлайн-версию, размещает выпуски и создает архивы на собственных сайтах. Значит ли это, что печатные газеты и журналы стали не нужны? Нет, просто теперь у человека есть выбор, а Интернет и информационные технологии могут выступать не только в роли конкурирующего фактора, но фактора роста периодических печатных СМИ.

На все эти вопросы можно ответить, измеряя движение глаз людей во время чтения газет и вычисляя количественные параметры по записанным сигналам, таким как: продолжительность взгляда, количество и продолжительность фиксаций, последовательность обращений между различными областями страницы.

Даниэла Замбарбиери и ее коллеги из Павийского университета (Италия) провели анализ поведения читателей онлайн-газеты, при этом основное внимание уделялось двум аспектам: навигации по домашней странице, для быстрого сбора обновленных новостей и чтению статьи во внутреннем разделе. За основу исследования были взяты два итальянских газетных веб-сайта Corriere della Sera (www.corriere.it) и La Stampa (www.lastampa.it), главные страницы которых состояли из трех колонок. Движения глаз регистрировались с помощью системы EyeGaze 1, видеоокулографического устройства, состоящего из видеокамеры, установленной под дисплеем компьютера.

Главная страница интернет-газеты заполнена различной информацией. Это и главные новости, и короткие рассказы, а также фотографии, реклама, ссылки на внутренний раздел сайта. Как же читатель исследует домашнюю страницу?

Экспериментальные результаты показали, что точка входа находится в верхней области страницы. Как только читатель зашел на домашнюю страницу, он начинает исследование слева направо – читает главную историю и краткие рассказы в левой и центральной колонках. Краткие рассказы в центральных колонках представленных Интернет-газет отличались по размеру, но, в целом, количество фиксаций в двух колонках было сопоставимо. Правая колонка кажется менее интересной для читателя, что в обоих случаях приводит к небольшому количеству фиксаций. Домашняя страница длинная и требует прокрутки, читатель фактически прокручивает страницу вниз, а затем снова возвращается к началу страницы. Высокий процент (70%) правильных ответов на анкету, предоставленную участникам в конце эксперимента, для того чтобы определить, помнят ли они содержание, отображаемое на странице, указывает на то, что за короткое время изучения домашней страницы читатель получает достаточно информации, чтобы вспомнить то, что прочитал и получить обзор того, что происходит в стране и в мире в настоящий момент.

Метод айтрекинга успешно применяется в разработке новостных сайтов и онлайн-газет. Он позволяет получить объективные данные о характере визуального взаимодействия читателя с печатным или интернет-изданием.

Движения глаз во время чтения выдают степень внимательности читающего. Так, глаза увлеченного читателя двигаются иначе, чем у читателя, занятого своими мыслями и потерявшего нить рассуждения. Информация, полученная в результате анализа движений глаз, может помочь оценить читаемость издания, а также дать возможность оформителям повысить эффективность приемов привлечения целевой аудитории.

Продолжение в оригинале статьи → читать